ПАМЯТНИК СЛАВЫ

Этот памятник уже давно стал своеобразной визитной карточкой нашего города. У всех поколений полтавчан с ним связаны свои воспоминания. Одни помнят красное знамя над ним в сентябре 1943 года, кто-то вспомнит этот памятник, окруженный счастливыми выпускниками школ, а кто-то — его изображение на коробке любимых конфет. Наверное не найдется в нашем городе такого семейства, которое не снималось бы на его фоне...

Памятник Славы является центром застройки центральной части Полтавы. Нельзя не заметить единство замысла создателей архитектурного ансамбля Дворцовой площади Петербурга с ее композиционным центром — Александрийской колонной Монферрана и скромного по столичным меркам ансамбля нашей Круглой площади с памятником в честь Полтавской победы. Многие из улиц, веером расходящихся от памятника Славы заканчивались храмами. Наиболее красивая перспектива была у улицы Александровской (Октябрьской) — ее завершал Успенский собор, который, хочется верить, будет скоро восстановлен и у улицы Монастырской (Советской), которая завершалась Крестовоздвиженским монастырем. Недалеко от месте, где находится монумент, 28 июня 1709 года были сооружены деревянные триумфальные ворота, возле которых состоялась встреча Петра с героическими защитниками крепости во главе с комендантом Келиным. Инициатором строительства памятника был первый Малороссийский генерал-губернатор князь Алексей Борисович Куракин. При закладке памятника была положена медная плита с надписью: «Богу благодеявшему в память победы, одержанной в 1709 году июня 27 Государем Российским Петром Великим на королем шведским Карлом XII на сем месте в г. Полтаве, в благополучное царствование императора Александра I заложен сей монумент Малороссийским генерал-губернатором князем Куракиным в лето от Рождества Христова 1804-е, июня 27 дня».

Выдающийся полтавский архитектор Ария Леон Семенович Вайнгорт, который более 30 лет проработал главным архитектором нашего города и внес неоценимый вклад в сохранение неповторимого облика нашего города, в книге «Полтава. Историко-архитектурный очерк» отмечал, что основная идея памятника принадлежала воспитаннику московской архитектурной школы М. Амвросимову, тогдашнему губернскому архитектору. Его проект, направленный в Академию художеств был в целом одобрен, а некоторые элементы проекта Академия поручила доработать знаменитому русскому архитектору французского происхождения Тома де Томону (1759-1813). Творческая судьба Т. Томона оказалась тесно переплетенной с судьбой другого великого архитектора реализма — Андреяна Дмитриевича Захарова (1761-1811), вместе с которым он сооружал одно из красивейших зданий Петербурга — Биржу, расположенную на стрелке Васильевского острова.

Многие здания вокруг памятника Славы обязаны своим существованием таланту архитектора А.Захарова. Окончательный проект памятника был подан 9 мая 1805 года и утвержден к осуществлению. К работе над скульптурными украшениями монумента были привлечен известный русский скульптор
Ф. Щедрин, а в качестве консультанта был приглашен скульптор И. Мартос — автор памятника Минину и Пожарскому в Москве. Стиль этого памятника оказывается был характерным для начала XIX века. В качестве примера аналогичных сооружений можно привести два памятника императору
Александру I, построенные при его жизни в Риге и на Царево-Александровском руднике.

Основой для сбора средств на строительство памятника были доходы от принадлежавших Полтавскому магистрату крестьян в количестве 1147 душ. Вышедший в 1804 году Высочайший указ предписывал и впредь доходы от них «отпускать в ведение тамошняго генерал-губернатора, доколе начатый монумент совершенно будет окончен». Таким образом было собрано около 135000 рублей. Кроме того, на отливку орла и разнообразных бронзовых украшений, выполненную в Петербурге «литейных дел мастером» П. Екимовым, средства были выделены императором Александром I.

Квадратный пьедестал памятника в виде крепости с вмонтированными в нее настоящими пушками
(десять — из бастионов Полтавской крепости и восемь — из Переволочной) был выполнен из светло-серого гранита, добытого возле Кременчуга. Со стороны Губернских присутственных мест на монументе до 1885 года была медная доска с надписью «Попечением Малороссийского генерал-губернатора князя Алексея Борисовича Куракина». Верхняя площадка пьедестала имеет красивую чугунную оградку в виде мечей, символически поставленных остриями вниз. Чугунная колонна памятника, состоящая из четырех частей, соединенных тремя оригинальными бронзовыми обручами была отлита на Луганском чугунно-литейном заводе.

Особую красоту памятнику придают бронзовые детали пьедестала, в которых легко узнаются самые разнообразные военные атрибуты. На двух других сторонах пьедестала можно видеть надписи «июля 27-го 1709 года» и «окончен в 1809 году». Эти надписи расположены внутри бронзовых колец, образованных змеями, держащими себя за хвост. Последняя надпись не соответствует действительности и выдает желание создателей памятника открыть его к 100-летнему юбилею битвы. На вершине колонны находится полусфера, увенчанная позолоченным орлом с лавровым венком в клюве и острыми стрелами в когтях. Взором своим он устремлен к полю великой битвы.

В 1808 году Полтаву посетил профессор Академии художеств Ф. Алексеев, сделавший рисунок перспективной застройки Александровской площади. По этому рисунку можно примерно судить, какой вид она имела на момент окончания строительства памятника.

Торжественное открытие памятника Славы состоялось 27 июня 1811 года, в бытность генерал-губернатором Малороссии тайного советника князя Якова Ивановича Лобанова-Ростовского. Князь А.Б. Куракин был в то время уже министром внутренних дел Российской Империи. По этому поводу в Успенском соборе епископом Полтавским Феофаном была совершена божественная литургия. После нее начался крестный ход к Александровской площади, за которым следовали «все губернские чины, равным образом и цехи с их знаками, предписанным в учреждении губернии порядком», где при большом стечении народа монумент был открыт.

В 1852 году сквер, заложенный по приказу императора Николая I вокруг памятника Славы и сам памятник были переданы в ведение открытого в 1840 году Петровско-Полтавского кадетского корпуса. Любопытным является тот факт, что в 1880 году в связи с отсутствием средств на содержание этого сквера, он был передан городу с условием, что все развлекательные мероприятия в нем будут производиться только в период с 10 июня по 10 августа, когда кадеты находятся в лагере. Со временем вокруг сквера, превратившегося в красивый парк, появилась кольцевая дорога, а сам он был обнесен красивой чугунной оградой. Аллеи парка гармонично переходят в радиально расположенные улицы, с любой из которых открывается красивый вид на памятник Славы.

Многое на своем веку видел этот памятник... Помнит он артобстрелы Полтавы немцами в 1918 году, помнят как более десятка раз менялась власть в городе и как каждый раз все начиналось с погромов и расстрелов. Наверное немного сейчас осталось в парке деревьев с тех давних лет, в 1918-1920 годах их очень сильно вырубили на дрова.
Один из старожилов парка — красивый дуб, растет в нем со стороны Почтамта Во время фашистской оккупации города монумент Славы сильно пострадал, поскольку при отступлении гитлеровцы пытались опрокинуть колонну танками. К счастью они не успели осуществить этот чудовищный замысел и он уцелел.

В конце 60-х годов вход в парк, выполненный в стиле «сталинской архитектуры» был изменен и на входе остался только небольшой гранитный парапет. К 800-летию Полтавы, которое отмечалось в 1974 году, памятник был отреставрирован и жители смогли увидеть его во всей красе.

К сожалению интерес полтавчан и гостей города к этому уникальному монументу порой приобретает довольно извращенные формы. Желание многих постигать на нем основы альпинизма вызывает глубокую озабоченность, уникальное художественное литье пьедестала уже имеет множество повреждений. Когда-то городские власти пытались оградить памятник от посетителей, закрыв ступени кадками с цветами. Возможно к этому вопросу снова надо вернуться. Ему ведь не так уж долго до 200-летия... Хотелось бы, чтобы и потомки наши приходили фотографироваться возле этого дивного творения рук человеческих.

 


Вернутся к оглавлению