МАЛОРОССИЙСКИЙ ПОЧТАМТ

Это небольшое, в сравнении с Губернаторским домом, Присутственными местами или Кадетским корпусом, здание многим представителям старшего поколения полтавчан известно как городской комитет партии или горком комсомола. Сейчас здесь находится городская школа искусств, где сотни школьников постигают азы живописи, музыки и танца. В историю же архитектуры нашего края это здание вошло как Малороссийский почтамт.

История Малороссийского почтамта неразрывно связана с историей развития всей почтовой системы Российской империи. В начале XVIII века усилиями Петра I в Воронеже было организовано строительство кораблей для российского флота. За полгода до начала шведской компании им же был составлен указ: «Учинить от Москвы почту по станом до Молоди, до Серпухова, ... до Тулы, ... до Воронежа. И гонять тое почтовую гоньбу город от города. стан от стану в указанные числа и часы безо всякого замедления. ... И чинить сие со всяким поспешением, как скоро возможно, под опасением за неисправление великого государя гнева». В 1703 году между только что заложенным Петербургом и Москвой также стала функционировать почтовая гоньба — первый паросток будующей почтовой системы империи. После битвы под Смоленском, когда армия Карла XXII была вынуждена повернуть на Украину, Петр I отдает распоряжение об увеличении числа почтовых лошадей между Смоленском и Витебском, поскольку хорошая почта требовалась для быстрого обмена сообщениями с русской армией, стоявшей в Полоцке. Тогда же начала свою деятельность система цензуры всех почтовых отправлений с целью предотвращения утечки секретных сведений к неприятелю.

Большой интерес к почтовой связи проявлял гетман Иван Мазепа, который несколько раз обращался к Петру I с просьбой восстановить скорую почтовую гоньбу в Киев. В письмах гетмана к царю имеется одна весьма примечательная деталь: Мазепа упорно добивался запрещения пересылки челобитных запорожской старшины и полковников на царское имя с нарочными гонцами, поскольку серьезно опасался, что его контакты с Карлом XII могут стать известны Петру I. С переносом военных действий против Швеции на Украину, скорая гоньба на юго-западных трактах была быстро восстановлена и почта работала четко и с полной отдачей. Фактически, до конца XVIII ст. малороссийская почта влачила жалкое существование и только с началом интенсивного освоения новых причерноморских владений империи она выдвинулась по значимости на одно из первых мест.

В 30-х годах XVIII ст. началась беспощадная борьба со старинными словами: на смену почтовым терминам «почтовый двор», «почтовая гоньба», «почтарь», «гонец» пришли «почтамт» (в тогдашней транскрипции — «почтъ-амтъ»), «почт-контора», «пост-пакет», «почтальон». Первый петербургский почтамт был открыт в 1714 году. Во время правления императрицы Екатерины II архитектором Я. Шнейдером в Петербурге было построено новое здание почтамта с квартирами для служащих. В нем часто бывали выдающиеся полководцы А.В. Суворов и П.А. Румянцев, художник-портретист, наш земляк, родившийся в Миргороде — Владимир Лукич Боровиковский, поэт Г.Р. Державин. Здесь же наш земляк поэт Василий Васильевич Капнист впервые прочитал свою комедию в стихах «Ябеда». Кстати, В.В. Капнист, родившийся в Большой Обуховке (нынешнего Миргородского р-на), много лет проработал в почтовом ведомстве Полтавской губернии.

Малороссийский почтамт был создан в соответствии с Высочайшим указом о преобразовании Киевской обер-почтмейстерской конторы в почтамт с передачей ему всех губернских контор и почтовых станций на территории Украины. Одновременно киевским связистам поручалось поддерживать связь с военными почтальонами в армии фельдмаршала П.А. Румянцева. После указа от 27 февраля 1802 года, согласно которому созданная в 1796 году Малороссийская губерния разделялась на две — Полтавскую и Черниговскую, было принято решение о размещении ряда центральных учреждений Малороссийской губернии в Полтаве. В числе их был и почтамт, место для которого было предусмотрено генерал-губернатором князем А.Б. Куракиным на Круглой площади недалеко от его резиденции. Ряд источников сообщают, что именно усилиями тогдашнего генерал-губернатора было получено разрешение на его строительство в Полтаве.

Проект почтамта был выполнен известным русским архитектором — Егором Тимофеевичем Соколовым, академиком Петербургской Академии художеств. В историю мировой архитектуры он вошел как автор одного из корпусов знаменитой петербургской публичной библиотеки, построенной им совместно с великим архитектором К.И. Росси. На рисунке, сделаном на основании плана генеральной застройки Круглой площади профессором Академии художеств Ф. Алексеевым в 1808 году, когда еще не был закончен ни один объект, легко можно узнать здание Малороссийского почтамта с шестиколонным портиком посредине.

Строительство почтамта было закончено в 1809 году и он стал одним из первых возведенных объектов Круглой площади. В начале XIX ст. почтамт представлял собой довольно сложное предприятие связи. Его служащие кроме писем принимали к отправлению денежные пакеты и посылки. Увеличение объема корреспонденции потребовало разделения почтамта на несколько отделений — экспедиций, среди которых были: канцелярия почтамта, счетная экспедиция, экспедиция приема денег и посылок, иностранная экспедиция, секретная экспедиция и т.д. Кроме того, в состав почтамта входило несколько цензоров для проверки содержимого поступающих иностранных газет и журналов.

Увы, почтамт в Полтаве просуществовал совсем недолго. После перевода его в Чернигов в здании разместились уездное училище и пансион для детей обедневших дворян. Именно сюда, 3 июня 1810 года был определен в качестве «надзирателя Полтавского дома воспитания бедных дворян» великий украинский писатель И.П. Котляревский. Проект этого мужского учебного заведение был составлен по поручению князя А.Б. Куракина уже упомянутым выше поэтом В.В. Капнистом, исполнявшим некоторое время обязанности директора училищ Полтавской губернии и предводителя губернского дворянства. В своем письме к генерал-губернатору А.Б. Куракину он писал: «Вы изволите знать, сколь мало в крае сем великопоместных дворян и какое множество ... в весьма бедное состояние пришли; одно личное потомков их отличие может их возстановить, а хорошее воспитание к тому (есть) единственным средством». Первое время заведение это находилось в доме земского врача Тищенка, недалеко от Спасской церкви, затем оно переехало в дом помещика Руденка, на месте которого сейчас находится краеведческий музей.

Пансион предполагал обучение 200 дворян, содержался исключительно на дворянские взносы и подчинялся специальному надзору дворянского собрания. Устав его допускал также и обучение разночинцев, в связи с чем в пансионе было два отделения: одно для дворян, а другое для разночинцев. В соответствии с проектом В.В. Капниста, помимо общеобразовательных дисциплин воспитанники изучали артиллерию, фортификацию, рисование, архитектуру, законоведение, танцы, музыку, верховую езду. Любопытно, что экзамены они сдавали летом, во время ежегодных съездов дворян губернии, чтобы «сколько можно чаще открыты были успехи учеников и доброе надзирание директора и труды учителей». Окончившие с успехом курс обучения награждались «обер-офицерскими военной и штатской службы чинами», а отличившиеся в науках и рисовании направлялись для дальнейшего обучения в Харьковский университет или в Академию Художеств.

В пансионе в 1818-1822 годах обучался А.М. Мокрицкий — украинский живописец, в последствии член петербургской Академии Искусств, здесь начинал свое обучение выдающийся математик, академик петербургской Академии Наук — Михаил Васильевич Остроградский. Просуществовал пансион до 1841 года, т.е. до открытия при полтавской гимназии пансиона, куда и были переведены все воспитаники «дома для воспитания бедных дворян». Вопрос с обучением девочек дворянского происхождения был решен только после открытия 12 декабря 1818 года в Полтаве института благородных девиц. До этого девочек воспитывали в частных пансионах княгини Варвары Алексеевны Репниной и княгини Прасковьи Васильевны Кочубей.

Полтавское Мариинское женское училище 1-го разряда — впоследствии ставшее Мариинской гимназией, было открыто в здании бывшего Малороссийского почтамта 15 июня 1860 года. После 1877 года здание гимназии было переоборудовано: был разобран портик и одноэтажные боковые флигели, кроме того, были достроены двухэтажные боковые крылья и несколько изменено оформление фасада. Начиная с 1880 года, гимназия становится 8-класным учебным заведением, а в 1908 году было открыто подготовительное отделение, в котором преподавали ученицы 8-го класса. Выпускницы гимназии работали воспитателями и учителями в начальных учебных заведениях. Помимо своих учителей, для обучения гимназисток приглашались учителя из 1-ой мужской гимназии и Александровского реального училища. Одной из класных надзирательниц гимназии в начале нашего века была правнучка А.С. Пушкина и внучатая племянница Н.В. Гоголя — Елизавета Николаевна Быкова. Одной из последних начальниц гимназии была Ольга Евгеньевна Вукотич. Издававшиеся регулярно губернским статистическим комитетом Памятные книжки Полтавской губернии сохранили нам имена учителей гимназии и даже их домашние адреса.

Гимназия была закрыта после окончательного установления Советской власти в Полтаве в 1919 году.Позднее в этом здании находилась 2-я женская школа, рисование в которой с 1922 по 1941 год преподавал известный украинский художник М.А. Донцов. Некоторые из его картин хранятся в Полтавском художественном музее. В 1943 году здание сгорело. При реконструкции зданий Круглой площади по проекту, разработанному коллективом архитекторов в составе Л.С. Вайнгорт, Д.С. Литвинцев и др. здание Малороссийского почтамта было восстановлено в 1963 году в своем первоначальном виде. Такова история одного из замечательных памятников архитектуры нашего города, которому в 2009 году исполнится 200 лет.

 


Вернутся к оглавлению